Азербайджанская Республика
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Республика Таджикистан
Туркменистан
Республика Узбекистан
Украина
Документ


Национальная программа по подготовке кадров



Аннотация

Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 1) Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет: 1. Утвердить Национальную программу по подготовке кадров. 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан разработать и осуществить комплексный план мероприятий по поэтапной реализации Национальной программы по подготовке кадров, обратив особое внимание на финансовое и материальное его обеспечение при утверждении государственного бюджета. Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ г. Ташкент, 29 августа 1997 г., № 463-I


Текст документа

Общие положения

 

Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.

Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, наук��, техники и технологий.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан "Об образовании", разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.

1. Проблемы и предпосылки коренного преобразования системы подготовки кадров

1.1. Достигнутый уровень развития

Обретение Республикой Узбекистан государственного суверенитета, выбор собственного пути экономического и социального развития вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер: введение Закона "Об образовании" (1992 г.); внедрение новых учебных планов, программ, учебников, разработку современного дидактического обеспечения; осуществление аттестации и аккредитации учебных заведений; создание новых типов образовательных учреждений.

В сфере дошкольного образования развивается сеть надомных детских садов и комплексов "детский сад - школа". Создано более 800 групп по обучению детей иностранным языкам, хореографии, изобразительному и музыкальному искусству, основам компьютерной грамотности.

Развивается сеть школ и общеобразовательных учебных заведений нового типа. Функционируют 238 л��цеев и 136 гимназий. Реализуются целевые программы "Соглом авлод учун", "Маънавият ва маърифат", "Экономическое образование", "Сельская школа", "Реабилитация детей с отклонениями в развитии" и другие.

В общеобразовательных школах республики работают свыше 435 тысяч учителей, из которых 73 процента имеют высшее образование.

Начата реорганизация профессионально-технического образования с учетом территориальных особенностей формирования рынка труда, в первую очередь в сельской местности. В этой системе ныне функционирует 442 учебных заведения, в том числе - 209 профессиональных школ, 180 профессиональных лицеев и 53 бизнес-школы с общим контингентом учащихся 221 тысяча человек. В учебных заведениях начального профессионального образования в настоящее время работают около 20 тысяч преподавателей и квалифицированных специалистов.

В республике действуют 258 учебных заведений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 197 тысяч человек. В них работает около 16 тыс. преподавателей и инженерно-педагогических работников.

Система высшей школы Узбекистана включает в себя 58 высших учебных заведений, в том числе 16 университетов, 12 из которых созданы за первые два года независимого развития Узбекистана и 42 института с контингентом студентов 164 тысячи человек. В вузах работают 18,5 тысяч преподавателей, из них 52 процента доктора и кандидаты наук. В высшем образовании проводится децентрализация и регионализация подготовки кадров, расширяется сеть учебных заведений, получает развитие университетское образование. Начата подготовка кадров в новых отраслях знаний, осуществляется переход высшей школы на многоуровневую систему.

Внедряются прогрессивные методы оценки уровня знаний абитуриентов и студентов на основе тестирования и рейтингового контроля.

В соответствии с повышенными требованиями к качеству научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре. Создана Высшая аттестационная комиссия. В республике обучается около 4 тысяч аспирантов, из них 69 процентов - в системе высшего образования и 31 процент - в научно-исследовательских институтах. Из общей численности научных и научно-педагогических кадров доктора наук составляют 8 процентов и кандидаты наук - 37 процентов.

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров функционируют 23 института, 16 факультетов, 4 центра и 14 курсов повышения квалификации.

Проводится целенаправленная государственная политика по поддержке одаренных детей и учащейся молодежи. Созданы специальные центры и фонды по выявлению талантливых юношей и девушек, оказанию содействия, созданию условий для развития их способностей и талантов, организовано обучение и стажировка способной молодежи в ведущих зарубежных учебных и научных центрах.

Расширяются международные связи в сфере науки и образования.

Тем не менее, проводившиеся преобразования не обеспечили соответствие роста качества подготовки кадров требованиям социально- экономического развития страны.

1.2. Недостатки и проблемы

К числу наиболее существенных недостатков действующей системы подготовки кадров следует отнести ее несоответствие требованиям демократических и рыночных преобразований, недостаточную материально- техническую и информационную базу учебного процесса, нехватку высококвалифицированных педагогических кадров, неукомплектованность качественной учебно-методической, научной литературой и дидактическими материалами, отсутствие тесного взаимодействия и взаимовыгодной интеграции между системой образования, наукой и производством.

Не разрешена проблема обеспечения тесной взаимосвязи между структурой, содержанием обучения и учебными процессами, их этапами, то ��сть - проблема организации системы непрерывного образования. Существующая система образования не отвечает требованиям, которые предъявляются к подготовке кадров в развитых демократических государствах.

Система воспитания, образования и подготовки кадров не связана с проводящимися в жизни, в обществе реформами, не соответствует требованиям осуществляемых преобразований.

Остается неудовлетворительным состояние дошкольного образования и воспитания. Охват детей дошкольными учреждениями составляет 25 процентов от общего числа. Существует определенный дисбаланс между уровнем подготовленности детей, пришедших в школу из детских дошкольных учреждений и семьи.

Недемократичность, ущербность обучения, складывающаяся из целого спектра недостатков самого процесса обучения и методик образования в школах и других учебных заведениях приводит к тому, что у учащихся не развивается самостоятельное мышление, отсутствует подготовленность к обдуманному, осознанному принятию решений.

Учащиеся, проучившиеся 9-11 классов, не знают, что делать дальше, у них отсутствует уверенность в себе. Только 10 процентов выпускников средней школы поступают в высшие учебные заведения. Одиннадцатилетнее общее среднее образование, при обязательном девятилетнем, не является научно обоснованным, не обеспечивает должную профессиональную ориентацию и практическую направленность обучения, формирование самостоятельного мышления, навыков трудовой деятельности. Ежегодно около 100 тысяч выпускников базовой школы остаются невостребованными в сфере производства и дальнейшего профессионального образования.

В  результате  отсутствия  преемственности  между общеобразовательными и профессиональными программами в существующей системе образования у выпускников базовой и средней школы не формируется необходимая профессиональная ориентация и навыки трудовой деятельности. Юноши и девушки испытывают серьезные затруднения в выборе жизненного пути, соответствующих их способностям, желаниям, творческим и трудовым наклонностям.

Учебный процесс ориентируется на учащихся со средним уровнем знаний, слабо используются механизмы обучения по индивидуальным учебным программам, особенно одаренной молодежи. Учебные программы еще не полностью освободились от идеологической зашоренности, в них не отводится достаточного места наукам, обучающим основам нравственности и духовности, дающим экономические, правовые и эстетические знания.

Переход от профессионально-технических училищ к образовательным учреждениям нового типа носит декларативный характер. В действительности обучение в них осуществляется на устаревшей материально-технической базе и учебно-методическом обеспечении, преподавательскими кадрами, не прошедшими соответствующую переподготовку.

Одноуровневое высшее образование не учитывает в полном объеме потребности рынка труда, структурные изменения в производстве и позитивный международный опыт. Нет достаточной самостоятельности учебных заведений в организации учебно-воспитательного процесса, они плохо приспособлены к изменяющимся условиям рынка профессионального труда.

Не включились должным образом в процесс подготовки кадров учреждения науки, производства и общественные институты. Не определены механизмы разработки и внедрения государственных образовательных стандартов, функций государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, не обеспечивает объективности и оперативности система оценки уровня знаний обучающихся.

Снижается престиж профессионального образования и социальный статус учителей, воспитателей и наставников, научных и научно- педагогических кадров. Отсутствует маркетинг в области образовательных услуг и подготовки кадров, неотработаны схемы многовариантного финансирования системы образования и подготовки кадров.

Существенной проблемой является слабая подготовленность большой части преподавателей, педагогов и воспитателей, их низкий образовательный и профессиональный уровень, ощущается существенная нехватка квалифицированных педагогических кадров. В дошкольном образовании из общего числа воспитателей и педагогов только 20 процентов имеют высшее образование. Укомплектованность школ учителями составляет 93 процента, однако отдельные области обеспечения ими в пределах 77-80 процентов, а по некоторым дисциплинам - до 50 процентов.

Происходит "старение" научных и научно-педагогических кадров. В высших учебных заведениях республики количество докторов наук до 40 лет составляет всего 0,9 процента от общей их численности, а в возрасте от 50 лет и выше - 79 процентов. Средний возраст утвержденных в ученой степени докторов наук составляет 50 лет, а кандидатов наук - 36 лет.

1.3. Предпосылки реформирования

Важнейшими предпосылками коренного преобразования системы подготовки кадров являются:

·        динамичное продвижение республики по пути построения демократического правового государства и открытого гражданского общества;

·        осуществление радикальных изменений в экономике страны, последовательная трансформация хозяйства республики от преимущественно сырьевой направленности на выпуск конкурентноспособной конечной продукции, расширение экспортного потенциала страны;

·        утверждение приоритета интересов личности и образования в государственной социальной политике;

·        рост национального самосознания, формирование патриотизма, чувства гордости за свое отечество, уважение к богатым национальным культурно-историческим традициям и интеллектуальному наследию народа;

·        интеграция Узбекистана в мировое сообщество, упрочение позиций и авторитета республики в мире.

 

2. Цель, задачи и этапы реализации национальной программы

2.1. Цель и задачи

Цель настоящей программы - коренное реформирование сферы образования, полный отказ от ее идеологизированной зашоренности, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

·        реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об образовании", обеспечение ее поступательного развития как единого учебно-научно-производственного комплекса на основе государственных и негосударственных образовательных учреждений, формирования конкурентной среды в области образования и подготовки кадров;

·        увязка системы образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, построением развитого демократического правового государства;

·        обеспечение  учреждений  системы  подготовки  кадров высо��оквалифицированными специалистами, повышение престижа и социального статуса педагогической деятельности;

·        реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя их перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;

·        реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;

·        разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы;

·        введение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

·        создание нормативной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей требуемые уровень и качество образования, гарантии функционирования и устойчивого развития, приоритетность системы подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;

·        обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, разработка механизмов формирования потребностей государства, а также заказа негосударственных структур, предприятий и организаций на количество и качество подготавливаемых кадров;

·        разработка и введение в практику реальных механизмов привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, в систему непрерывного образования и подготовки кадров;

·        развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров.

 

2.2. Этапы реализации программы

 

Цели и задачи Национальной программы реализуются поэтапно:

Первый этап (1997-2001 гг.) - создание правовых кадровых, научно-методических, финансово-материальных  условий для  ее реформирования и развития на основе сохранения позитивного потенциала существующей системы подготовки кадров.

На этом этапе необходимо:

·        произвести структурную перестройку и коренное обновление содержания системы образования в соответствии с Законом "Об образовании";

·        подготовить и повысить квалификацию педагогических и научно- педагогических кадров до уровня, отвечающего современным требованиям;

·        создать и внедрить государственные образовательные стандарты, определяющие необходимые требования к качеству подготовленности и квалификации обучающихся, их культурному и духовно-нравственному уровню;

·        разработать и внедрить новое поколение учебно-методических комплексов,  дидактического  и  информационного  обеспечения образовательного процесса;

·        подготовить необходимую материально-техническую, учебно- методическую и кадровую базу для среднего специального, профессионального образования;

·        совершенствовать механизмы привлечения внебюджетных средств в образование и подготовку кадров, создать конкурентную среду в сфере образовательных услуг, предусмотрев, наряду с государственными, развитие негосударственных образовательных учреждений;

·        разработать и ввести рейтинговую систему оценки деятельности образовательных учреждений, систему мониторинга качества подготовки кадров и потребностей в них;

·        расширить и усилить международные связи, выработать и осуществить реальные меры по содействию международных донорских организаций и фондов в подготовке кадров, а также привлечению иностранных инвестиций в сферу образования республики;

·        осуществить мониторинг реализации Национальной программы по подготовке кадров.

На данном этапе прием детей в школу с шести-семи лет будет осуществляться, принимая во внимание их физическое и умственное развитие. Осуществляется интенсивная подготовка требуемого числа ученических мест с необходимыми материально-техническими условиями и обеспеченностью педагогическими кадрами.

На основе мониторинга выполнения первого этапа уточняются направления реализации Национальной программы.

 

Второй этап (2001-2005 гг.) - полномасштабная реализация Национальной программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта выполнения, развития рынка труда и реальных социально-экономических условий.

Осуществляется полный переход к обязательному общему среднему и среднему специальному, профессиональному образованию, а также к дифференцированному обучению, исходя из способностей и возможностей учащихся.

Обеспечивается укомплектование образовательных учреждений специально подготовленными квалифицированными педагогическими кадрами, формируется конкурентная среда их деятельности.

Продолжается укрепление материально-технической и информационной базы образовательных учреждений, учебно-воспитательный процесс обеспечивается высококачественной учебной литературой и передовыми педагогическими технологиями. Осуществляется информатизация системы непрерывного образования.

В полной мере задействуются механизмы формирования рынка образовательных услуг.

 

Третий этап (2005 и последующие годы) - совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта, в соответствии с перспективами социально- экономического развития страны.

Проводится дальнейшее укрепление ресурсной, кадровой и информационной базы образовательных учреждений, полное удовлетворение учебно-воспитательного процесса новейшими  учебно-методическими комплексами и передовыми педагогическими технологиями.

Осуществляется становление и развитие национальных (элитных) высших образовательных учреждений, упрочение форм самостоятельности и самоуправления профессиональных образовательных учреждений.

Обеспечивается информатизация образовательного процесса, полный охват системы непрерывного образования комп��ютерными информационными сетями, имеющими выход в мировые информационные сети.

 

3. Национальная модель подготовки кадров

Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров являются:

·        личность - главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг;

·        государство и общество - гаранты подготовки и востребованности кадров, осуществляющие регулирование деятельности и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров;

·        непрерывное образование - основа подготовки квалифицированных конкурентноспособных кадров, включающая в себя все виды образования, государственные образовательные стандарты, структуру и среду функционирования;

·        наука - производитель и потребитель высококвалифицированных специалистов, разработчик передовых педагогических и информационных технологий;

·        производство - основной заказчик, определяющий потребность в кадрах, а также требования к качеству и уровню их подготовленности, участник финансирования и материально-технического обеспечения системы подготовки кадров.

Государство и общество обеспечивают открытость и гибкость функционирования системы непрерывного образования и подготовки кадров.

Выполнение Республикой Узбекистан международных договоров и конвенций в области прав человека, образования, прав ребенка, учет позитивного мирового опыта в сфере подготовки кадров и является одним из факторов ее развития.

 

 

3.1. Личность

Государственная политика в области подготовки кадров предусматривает становление разносторонне развитой личности - гражданина через систему непрерывного образования, неразрывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека. Здесь реализуется одно из главных конституционных прав гражданина - право на образование, проявление творческих способностей, интеллектуал��ное развитие, профессиональный труд.

Законом "Об образовании" предусматривается обязательность получения общего среднего и среднего специального, профессиональн��го образования, а также право и широкие возможности выбора форм и видов образования и профессиональной подготовки, непрерывное повышение квалификации, при необходимости, - соответствующая переподготовка.

Личности, как потребителю образовательных услуг, через государственные образовательные стандарты, гарантируются качественное образование и профессиональная подготовка. При этом личность обязана выполнять требования, заложенные в государственных образовательных стандартах.

Личность, как производитель образовательных услуг, получив соответствующий уровень квалификации, участвует в передаче знаний и опыта в процессе образования, деятельности в сфере материального производства, науки, культуры и услуг.

3.2. Государство и общество

Государство и общество выступают гарантами функционирования и развития системы подготовки кадров, координаторами деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Государство и общество гарантируют:

реализацию прав граждан на образование, выбор профессионального пути и повышение квалификации;

получение обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования, с правом выбора направления обучения в академическом лицее или профессиональном колледже;

право получения высшего и послевузовского образования на базе государственных грантов или на платно-контрактной основе;

финансирование государственных образовательных учреждений;

развитие общественного управления в решении задач по обеспечению условий для учебы, быта и отдыха обучающихся;

социальную поддержку участников образовательного процесса;

получение образования лицами с ограничениями в состоянии здоровья и отклонениями в развитии.

3.3. Непрерывное образование

Непрерывное образование является основой системы подготовки кадров, приоритетной сферой, обеспечивающей социально-экономическое развитие Республики Узбекис��ан, удовлетворяющей экономические, социальные, научно-технические и культурные потребности личности, общества и государства.

Непрерывное образование создает необходимые  условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и опережающей подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. 

3.3.1. Принципы создания и развития непрерывного образования

Принципы функционирования непрерывного образования:

·        приоритетность образования - первоочередной характер его развития, престижность знания, образованности и высокого интеллекта;

·        демократизация образования - расширение самостоятельности учебных заведений в выборе методов обучения и воспитания, переход к государственно-общественной системе управления образованием;

·        гуманизация образования - раскрытие способностей человека и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей, обеспечение приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гармонизации отношений личности, общества и окружающей среды;

·        гуманитаризация образования - формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления;

·        национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов;

·        неразрывность обучения и воспитания, направленность этого процесса на формирование всесторонне развитой личности;

·        выявление одаренной молодежи, создание условий для последовательного получения фундаментальных и специальных знаний на самом высоком уровне образования. 

3.3.2. Направления реформирования непрерывного образования

Реформы в сфере непрерывного образова��ия предусматривают:

·        кардинальное улучшение кадрового потенциала системы образования, повышение престижности профессии воспитателя, учителя, преподавателя и научного работника;

·        развитие различных видов государственных и негосударственных образовательных учреждений;

·        структурную перестройку системы образования, коренное изменение образовательных и профессиональных программ с учетом современных мировых достижений образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры;

·        обеспечение перехода к обязательному общему среднему и среднему специальному, профессиональному образованию;

·        создание учебных заведений нового типа, как центров специального, профессионального образования, интегрированных с наукой и производством;

·        подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, в том числе управленческих, по новым профессиям и специальностям, связанным с широким освоением прогрессивных технологий, структурными преобразованиями в экономике, расширением масштабов иностранных инвестиций, развитием предпринимательства, малого и частного бизнеса;

·        развитие духовных и нравственных качеств обучающихся на всех уровнях и ступенях образования на основе принципов национальной независимости и приоритета богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей;

·        совершенствование системы управления образованием, развитием форм общественного управления, регионализация общеобразовательных учреждений;

·        разработку и реализацию мер по усилению роли семьи, родителей, общественных организаций, махалли, благотворительных и международных фондов в получении образования, а также духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом воспитании детей и молодежи;

·        создание и внедрение системы объективной оценки качества образовательного процесса и подготовки кадров;

·        формирование механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами;

·        создание и освоение на практике реальных механизмов интеграции непрерывного образования с наукой и производством;

·        расширение и развитие сотрудничества с зарубежными и международными образовательными и научными организациями;

·        создание организационных и педагогических условий для получения образования лицами некоренной национальности на родном языке в местах их компактного проживания;

·        совершенствование правового, экономического, экологического и медико-гигиенического образования и воспитания обучающихся на всех уровнях образования.

3.3.3. Система и виды непрерывного образования

Функционирование  системы  непрерывного  образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, преемственности образовательных программ различного уровня и включает в себя следующие виды образования:

Ø      дошкольное образование;

Ø      общее среднее образование;

Ø      среднее специальное, профессиональное образование;

Ø      высшее образование;

Ø      послевузовское образование;

Ø      повышение квалификации и переподготовка кадров;

Ø      внешкольное образование.

Отличительной особенностью Национальной модели подготовки кадров является введение, как самостоятельных ступеней, девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования, которые обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным образовательным программам.

Общеобразовательные программы охватывают: дошкольное, начальное (I-IV классы), общее среднее образование (I-IX классы), среднее специальное, профессиональное образование.

Профессиональные образовательные программы включают среднее специальное, профессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура) и послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дошкольное образование

Дошкольное образование обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Оно осуществляется до шести-семи лет в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. В реализации цели и задач дошкольного образования активно участвуют махалля, общественные и благотворительные организации, международные фонды.

Для развития дошкольного образования следует осуществить:

приоритетную подготовку квалифицированных кадров - воспитателей и педагогов;

поиск и внедрение эффективных психолого-педагогических методик дошкольного образования;

организационное, психолого-педагогическое и методическое обеспечение семейного воспитания детей;

разработку и производс��во современных учебно-методических пособий и технических атрибутов, игрушек и игр;

создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе богатого культурно-исторического наследия народа и общечеловеческих ценностей;

обеспечение возможнос��и выбора вариативных программ для различных видов дошкольных учреждений, получение квалифицированных консультационных услуг по всем вопросам дошкольного образования;

разработку механизмов поддержки и развития сети дошкольных воспитательных и оздоровительных учреждений.

Общее среднее образование

Общее среднее образование, со сроком обучения 9 лет (I-IX классы школы), является обязательным. Оно включает в себя начальное образование (I-IV классы) и обеспечивает получение систематических знаний по основам наук, развивает потребность в овладении знаниями, формирует базовые учебные, научные и общекультурные знания, духовно- нравственные качества на основе национальных и общечеловеческих духовных ценностей, трудовые навыки, творческое мышление, осознанное отношение к окружающему миру и выбору профессии.

По завершению общего среднего образования выдается аттестат государственного образца с указанием образовательных дисциплин и оценок по ним.

Для формирования новой структуры и содержания общего среднего образования необходимо:

разработать и внедрить государственные образовательные стандарты, обеспечивающие качественное общее среднее образование в рамках I-IX классов школы, с учетом логической связи с последующими образовательными программами в академических лицеях и профессиональных колледжах;

подготовить кадры высококвалифицированных педагогов;

развить сеть образовательных учреждений в соответствии с географическими и демографическими особенностями территорий, потребностями личности, общества и государства;

внедрить дифференцированный подход к обучению в соответствии со способностями и возможностями учащегося;

создать передовые педагогические технологии обучения, современные учебно-методические комплексы и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

создать сеть центров профессиональной ориентации и психолого- педагогической консультации обучающихся.

Среднее специальное, профессиональное образование

Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года, на базе общего среднего образования, является самостоятельным видом в системе непрерывного образования. Направление среднего специального, профессионального образования - академический лицей или профессиональный колледж выбирается учащимися добровольно.

Академический лицей дает среднее с��ециальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся.

В академических лицеях обучающиеся имеют возможность по избранному ими направлению обучения (гуманитарному, техническому, аграрному и др.) повысить уровень знаний и сформировать специальные профессиональные навыки, направленные на углубленное изучение наук с целью продолжения обучения в конкретном высшем образовательном учреждении, или их реализацию в трудовой деятельности.

Профессиональный колледж  дает среднее  специальное, профессиональное образование в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта; обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.

Профессиональные колледжи по свой оснащенности, подбору педагогического состава, организации процесса обучения являются образовательными учреждениями нового типа, предоставляющими возможность овладения одной и более современными профессиями и приобретения углубленных теоретических знаний по учебным дисциплинам.

Обучение в академических лицеях и профессиональных колледжах обеспечивает углубление знаний и приобретение учащимися выбранных специальностей. Выпускникам академических лицеев и профессиональных колледжей выдаются дипломы государственного образца, дающие право на продолжение обучения на следующих ступенях образования, или занятие трудовой деятельностью по приобретенным специальностям и профессиям.

Для организации и развития среднего специального, профессионального образования необходимо:

разработать и внедрить нормативную базу функционирования академических лицеев и профессиональных колледжей;

осуществить подготовку и переподготовку, в том числе за рубежом, квалифицированных педагогических кадров с привлечением специалистов высших образовательных учреждений, производства, науки и культуры;

разработать и внедрить государственные стандарты среднего специального, профессионального образования;

разработать образовательные и профессиональные программы, учебно-методические комплексы для образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования;

разработать и внедрит�� специализированные программы для приобретения навыков трудовой деятельности учащимися академических лицеев;

разработать  перечень  специальностей  и  профессий, квалифицированных требований к специалистам, подготавливаемым в профессиональных колледжах;

обеспечить создание и рациональное размещение образовательных учреждений системы среднего специального, профессионального образования с учетом демографических и географических условий территорий и местных потребностей в специалистах соответствующего профиля, осуществить максимальный охват обучающихся без их отрыва от семьи;

укрепить материально-техническую и информационную базу академических лицеев и профессиональных колледжей.

Высшее образование

Высшее образование основывается на базе среднего специального, профессионального образования и имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.

Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется на базе государственных грантов и на платно-контрактной основе.

Бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по направлению специальностей, с продолжительностью обучения не менее четырех лет.

По завершении бакалаврской программы выпускникам, по итогам государственной аттестации, присуждается степень "бакалавр" по профессии и выдается диплом государственного образца, который дает право заниматься профессиональной деятельностью.

Магистратура - высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата.

Завершением магистрской программы является квалификационная государственная аттестация с присуждением степени "магистр". Магистрам выдается диплом государственного образца, дающий право заниматься профессиональной деятельностью.

Для организации и развития двухуровневой системы высшего образования необходимо:

разработать и внедрить государственные образовательные стандарты для бакалавриата и магистратуры;

подготовить профессорско-преподавательские кадры для высших образовательных учреждений, в том числе в ведущих зарубежных учебных и научных центрах;

провести структурные преобразования высших образовательных учреждений;

усовершенствовать управление, расширить самостоятельность высших образовательных учреждений, ввести общественное управление в формах советов учредителей, попечителей, общественных наблюдательных советов;

разработать и ввести в практику действенные механизмы интеграции образования с наукой и производством;

разработать и освоить технологии и средства индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования;

интенсифицировать обучение студентов с использованием новых педагогических и информационных технологий, модульной системы подготовки;

обеспечить гуманитарную направленность образования на основе богатого духовного и интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей.

Послевузовское образование

Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, удовлетворение творческих образовательно-профессиональных интересов личности.

Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (аспирантура, адьюнктура, докторантура, соискательство). Ступени (аспирантская, докторская) послевузовского образования завершаются  защитой диссертации. По результатам итоговой государственной аттестации, присуждаются ученые степени, соответственно, кандидата наук и доктора наук, с выдачей дипломов государственного образца.

Мероприятия по поддержке и развитию послевузовского образования включают:

совершенствование системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в соответствии с Законом "Об образовании" и перспектив социального и экономического развития страны;

приоритетную подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для системы профессионального образования и научных кадров в области передовых педагогических технологий;

создание условий для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям в передовых образовательных учреждениях и научных центрах развитых стран;

углубление международного сотрудничества с развитыми странами в области науки, технологий и образования.

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка кадров направлены на обновление и углубление профессиональных знаний и навыков специалистов. По результатам обучения в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров выдаются удостоверение или сертификат государственного образца.

Для организации и развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров необходимо:

сформировать структуру и содержание деятельности системы повышения квалификации и переподготовки кадров и управления ею;

обеспечить подготовку и комплектование высококвалифицированными кадрами преподавателей-специалистов;

создать нормативную базу системы повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающую формирование конкурентной среды в этой сфере и ее эффективную деятельность;

разработать и ввести в практику систему государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров;

содействовать созданию и развитию государственных и негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающих оперативную переподготовку и повышение квалификации кадров и специалистов в соответствии с потребностями государственного и негосударственного секторов экономики, организаций и учреждений различных форм собственности;

разработать, создать и освоить на практике передовые технологии и оборудование профессионального тренинга, а также имитаторов сложных, наукоемких технологических процессов.

Внешкольное образование

Для удовлетворения индивидуальных образовательно-развивающих потребностей детей и подростков, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, общественные организации, а также другие юридические и физические лица, создают внешкольные государственные и негосударственные образовательные учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений.

Для ре��ения задач развития, совершенствования структуры и содержания внешкольного образования надлежит осуществить:

расширение сети учреждений и видов образовательно-развивающих услуг;

разработку программ и методических материалов, основанных на национальных педагогических ценностях и учитывающих прогрессивный мировой опыт;

совершенствование имеющихся, возрождение национальных и внедрение новых видов и форм досуга учащихся, включая спортивно- массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, детский туризм, народные ремесла.

 

3.4. Наука в системе подготовки кадров

Национальная модель подготовки кадров включает в себя, в качестве существенно значимого элемента, науку, как сферу, в которой:

·        формируются новые фундаментальные и прикладные знания о закономерностях развития природы и общества, концентрируются научные результаты, необходимые для распространения, изучения и использования в системе подготовки кадров;

·        осуществляется подготовка научных и педагогических кадров высшей квалификации;

·        создается инфраструктура научно-исследовательского обеспечения процесса подготовки кадров, формируются базы данных по различным областям знаний для использования в образовательных информационных сетях;

·        происход��т интеграция отечественной науки в мировую, осуществляется международный обмен научными достижениями и кадрами для решения актуальных проблем современной науки и технологий.

·        Для органичного включения науки в систему подготовки кадров необходимо:

·        разработать меры по обеспечению связи науки с образовательной практикой, путем формирования и реализации целевых инновационных проектов по созданию и освоению передовых педагогических технологий;

·        реализовать механизм своевременного внедрения в учебно- воспитательный процесс результатов научных исследований через создание экспериментальных площадок для внедрения передовых информационных и педагогических технологий;

·        проводить научно-исследовательские работы по обеспечению эффективного выполнения Национальной программы по подготовке кадров;

·        повысить качество подготовки кадров высшей квалификации, всемерно поддерживать научное творчество молодежи;

·        повысить престиж и социальный статус ученых, на основе реализации современных подходов к оценке уровня научно-исследовательской и научно-педагогической работы в образовательных учреждениях, коммерциализации результатов научных исследований и технологических разработок;

·        активизировать интеграцию отечественной науки в международное научное сообщество, развить обмен научными достижениями и учеными, в том числе в целях совершенствования сферы образования и подготовки кадров;

·        разработать систему моральных и материальных стимулов деятельности в области науки и технологий, учредить специальные премии и награды за научные достижения студентов и молодых ученых, увеличить число именных стипендий, организовать постоянно действующие выставки и экспозиции научно-технического творчества молодежи.

3.5. Производство в системе подготовки кадров

Потребности производства формируют направления, уровень и масштабы системы подготовки кадров, определяют цель, задачи и содержание профессиональной подготовки, выдвигают квалифицированные требования, обуславливают выбор адекватных технологий и форм образования. Производство, в конечном счете, оценивает качество и конкурентоспособность кадров.

Функции и задачи производства в системе подготовки кадров определяются тем, что оно:

·        формирует потребность в специалистах различного уровня и квалификации;

·        содействует системе непрерывного образования предоставлением имеющихся в его распоряжении материально-технических, финансовых, кадровых и иных ресурсов, необходимых для обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров;

·        участвует в финансировании целевой подготовки как отдельных специалистов и групп, так и учебных заведений различных типов и уровней в качестве учредителя, попечителя, донора, спонсора;

·        развивает интеграцию с образованием и наукой в различных формах (временные творческие коллективы, учебно-научно-производственные комплексы, центры, технопарки, технополисы).

Усиление роли производства в системе подготовки кадров обеспечивается путем:

·        подготовки высококвалифицированных кадров на основе соединения обучения с производительным трудом на предприятиях, в том числе в процессе производственной практики;

·        использования производственного потенциала предприятий в подготовке кадров и в проведении совместных научно-технол��гических разработок;

·        воспитания обучающихся (трудовое, нравственное и физическое) в трудовых коллективах;

·        осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий с учетом потребносте�� производства;

·        привлечения научного потенциала высших образовательных учреждений и научных организаций для решения экономических и технологических проблем производства;

·        систематического повышения квалификации педагогических кадров в области передовых технологий непосредственно на производстве;

·        привлечения высококвалифицированных кадров производства в образовательный процесс и педагогическую деятельность;

·        обеспечения обучающихся рабочими местами для прохождения производственной практики;

·        оснащения  интегрированных  образовательных  учреждений современным оборудованием, аппаратурой и инструментом.

4. Основные направления развития

 системы подготовки кадров

Формирование и развитие системы подготовки кадров включает в себя следующие приоритетные направления:

4.1. Обеспечение непрерывности образования

Осуществляется построение новой непрерывной и преемственной системы образования, включающей дошкольное, общее среднее и среднее специальное, профессиональное образование. Внедряется двухуровневая система высшего профессионального образования, предусматривающая подготовку бакалавров и магистров.

Развивается деятельность аспирантуры и докторантуры. Создаются конкурентоспособные образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовки кадров.

Проводится регионализация и реструктуризация образовательных учреждений. Осуществляется мониторинг развития и оценки эффективности системы непрерывного образования.

Обеспечивается приоритетность подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы непрерывного образования.

4.2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров

Создается гибкая система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, предусматривающая высокое качество и стабильное развитие образования. Обеспечивается опережающая переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне.

В высших образовательных учреждениях создаются специальные факультеты по подготовке высококвалифицированных преподавателей, а в областях республики - специальные центры по повышению квалификации и переподготовки учителей и специалистов для общего среднего и среднего специального, профессионального образования.

 4.3. Реформирование содержания образовательного процесса

Реформируется на основе государственных образовательных стандартов содержание образования, включающее его гуманизацию, обучение и воспитание кадров на основе принципов национальной независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности. Особое внимание уделяется личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, общепознавательной активности, формированию самостоятельности, чувства гордости и достоинства.

Проводится целенаправленная государственная политика по повышению авторитета, ответственности и профессионализма педагогических кадров. Внедряются прогрессивные педагогические технологии, новые учебные программы, формы и методы обучения.  4.4. Духовно-нравственное воспитание и просветительская работа

Разрабатываются и внедряются эффективные организационные и педагогические формы и средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанные на богатых национальных культурно- исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях. Обеспечивается приоритет воспитания и разностороннего развития личности. Совершенствуется просветительская работа, охватывающая все население страны с целью повышения общей и педагогической культуры.

Осуществляется тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, семьей, махаллинскими комитетами, общественным центром "Маънавият ва маърифат", общественными организациями, фондами по формированию творческой, активной личности, преданной принципам независимости Узбекистана и способной внести реальный вклад в прогресс общества.

 

4.5. Одаренные дети и талантливая молодежь

Создаются  методология,  психолого-педагогические  и организационные условия выявления и обучения, формируется республиканский банк данных и мониторинг одаренных детей и молодежи. Обеспечивается привлечение лучших педагогов и ученых для разработки специальных учебных программ и прогрессивных педагогических технологий, их активного участия в учебно-воспитательном процессе. Создаются элитные образовательные учреждения, как центры по изучению наук и техники, политики и экономики, культуры и искусства. Осуществляется целенаправленная деятельность по общей и профессиональной подготовке одаренных детей и талантливой молодежи за рубежом. Учащимся академических лицеев, в первую очередь одаренным и талантливым, предоставляется возможность проявить и развить свои природные способности, реализовать особые дарования, углубить свои познания в конкретных областях знаний и узких направлениях научных дисциплин.

4.6. Управление системой образования

Осуществляется государственное регулирование структурных изменений и динамики развития государственных и негосударственных образовательных учреждений системы непрерывного образования и подготовки кадров. Определяется сфера компетенции органов управления образованием всех уровней в соответствии с Законом "Об образовании". Развивается нормативно-правовая база образования. Обеспечивается расширение прав и самостоятельности учебных заведений в финансово- хозяйственной деятельности и организации образовательного процесса. В соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, проводится аттестация и аккредитация образовательных учреждений. По итогам аккредитации предоставляется право на осуществление образовательной деятельности.

Внедряется эффективная система общественного управления образовательными учреждениями путем создания попечительских и наблюдательных советов, включающих представителей организаций- учредителей, местных органов власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров. 

4.7. Формирование системы контроля качества профессионального образования

Создается государственная служба аттестации  качества профессионального образования, независимая от органов управления образованием. Разрабатываются государственные образовательные стандарты, отвечающие перспективным требованиям экономического и социального развития страны. Вводится система рейтинговой оценки деятельности учебных заведений, качества педагогических, профессорско-педагогических кадров, а также знаний обучающихся. Развиваются государственные формы контроля качества подготовки кадров. Совершенствуется система итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

4.8. Финансирование системы образования

Совершенствуется  система  финансирования,  вводится многовариантная (из бюджетного и внебюджетных источников) система финансирования образования и подготовки кадров, развивается самофинансирование образовательных учреждений, стимулируется привлечение частных, а также иностранных инвестиций в сферу образования. Формируется механизм предоставления образовательных кредитов для граждан республики с гибкой системой их последующего погашения. Усиливается роль доноров и спонсоров в материальной поддержке системы непрерывного образования и подготовки кадров.

Обеспечивается увеличение доходов образовательных учреждений за счет  платных  образовательных  услуг,  предпринимательской, консультативной, экспертной, издательской, производственной, научной и другой деятельности в соответствии с уставными задачами.

 

 

 

4.9. Матери��льно-техническое обеспечение

Осуществляется создание  сети академических  лицеев, профессиональных колледжей и их размещение, исходя из демографических и географических особенностей каждого региона. Осуществляется максимальный охват обучающихся без отрыва от семьи.

Принимаются меры по капитальному ремонту существующих и строительству новых образовательных учреждений с обеспечением их оснащения в соответствии с нормативными требованиями и с учетом уровня современной техники и технологий.

Поддерживается создание специализированных производств по оснащению учебно-воспитательных учреждений необходимым оборудованием, инвентарем, принадлежностями,  техническими, программными  и дидактическими средствами обучения. Производится компьютеризация и информатизация образовательного процесса на всех уровнях.

4.10. Создание информационного пространства образовательной системы

Развивается информационное обеспечение образовательного процесса на базе современных  информационных  технологий, компьютеризации и компьютерных сетей. Повышается роль средств массовой информации  в  образовательном  процессе,  обеспечивается интеллектуализация образовательных программ телевидения и радио. Развивается издательская база науки и образования, формируется устойчивая система обеспечения учебной, учебно-методической, научной, энциклопедической и справочной литературой.

4.11. Развитие рынка образовательных услуг

Формируется конкурентный рынок образовательных услуг путем развития маркетинга в сфере образования и подготовки кадров. Обеспечивается развитие государственных и  негосударственных образовательных учреждений, создается конкурентная среда в сфере образования и подготовки кадров, осуществляется государственное регулирование рынка образовательных услуг. Развивается система платных консультационных и дополнительных (не предусмотренных основными образовательными программами) образовательных услуг.

4.12. Обеспечение социальных гарантий и государственная поддержка в сфере образования

Реализуется государственная политика по повышению престижа и социального статуса педагогической деятельности. Создаются необходимые условия для учебы, оздоровления и отдыха обучающихся и педагогов.

Образовательные учреждения и органы здравоохранения принимают необходимые меры для сохранения и укрепления здоровья детей и учащейся молодежи. Обеспечиваются условия для реализации оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса, внедрения норм здорового образа жизни. Совершенствуются организационно-методические подходы для повышения медико-гигиенической культуры обучающихся, роста и физкультурно-спортивной активности и уровня физического развития. Создается адаптивная среда для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в развитии.  4.13. Развитие форм связи науки с образовательным процессом

Осуществляются передовые прикладные научные исследования в области педагогики и образования, научно-методические разработки для организации и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Стимулируется участие научных кадров из сферы фундаментальной и прикладной науки в образовательном процессе, обеспечивается связь педагогического и научно- исследовательского процессов. Всемерно поддерживается научно-техническое творчество молодежи.

4.14. Развитие интеграции производства и системы образования

Стимулируется создание и развитие учебно-производственных комплексов (центров), их оснащение современным оборудованием, аппаратурой и инструментом. Эффективно используется производственный потенциал предприятий в подготовке кадров и проведении совместных научно-технологических разработок. Поддерживается подготовка кадров на производстве, осуществляется систематическое повышение квалификации педагогических кадров в области передовых технологий непосредственно на производстве.

4.15. Международное сотрудничество в сфере образования и подготовки кадров

Создается международно-правовая база сотрудничества в области подготовки кадров, реализуются приоритетные направления международного сотрудничества, развиваются международные образовательные структуры, расширяется обмен научно-педагогическими кадрами, студентами и учащимися. Создается основа для международного признания национальных документов об образовании. Активизируется деятельность заинтересованных министерств и ведомств, посольств Республики Узбекистан за рубежом по широкому привлечению прямых и косвенных иностранных инвестиций в сферу подготовки кадров.

 

5. Организационные меры по реализации Национальной программы

В целях реализации Национальной программы необходимо:

выработать систему решений и мероприятий, с отражением конкретных механизмов и мер их осуществления, сроков, исполнителей, финансового и ресурсного обеспечения реализации направлений и этапов Национальной программы;

определить функции и задачи государственных и общественных институтов по выполнению Национальной программы;

привлекать квалифицированных зарубежных экспертов для участия в разработке конкретных направлений Национальной программы;

координировать деятельность государственных и негосударственных структур, а также участия международных организаций в выполнении Национальной программы;

осуществлять мониторинг и анализ хода выполнения Национальной программы и на этой основе корректировать отдельные ее положения и мероприятия;

вести широкую разъяснительную работу по принципиальным подходам и основным положениям Национальной программы, с привлечением средств массовой информации, проведением семинаров и конференций по вопросам реализации и функционирования национальной модели подготовки кадров;

активно включать в процесс осуществления целей и задач Национальной программы о��щественные организации и центры, широкие слои населения республики;

систематически освещать ход реализации Национальной программы в средствах массовой информации.

Создается Республиканская комиссия по реализации Национальной программы по подготовке кадров, с возложением на нее функций организации и координации всех действий и мероприятий, в том числе по:

разработке общих требований, предъявляемых к государственным образовательным стандартам для соответствующих видов непрерывного образования;

разработке государственных образовательных стандартов и других необходимых документов для общего среднего образования;

разработке государственных образовательных стандартов для системы среднего специального, профессионального образования, программы формирования сети академических лицеев и профессиональных колледжей;

осуществлению мер по обеспечению полного охвата учащихся, имеющих общее среднее образование, академическими лицеями и профессиональными колледжами, с учетом демографических, географических особенностей и потребностей в кадрах каждого региона, созданию их материально-технической базы;

созданию и обеспечению эффективной деятельности образовательных учреждений для переподготовки и повышения квалификации учителей и педагогических кадров, работающих в академических лицеях и профессиональных колледжах;

реформированию системы высших образовательных учреждений в соответствии с требованиями Национальной программы, разработке и внедрению соответствующих государственных образовательных стандартов;

совершенствованию деятельности дошкольных образовательно-воспитательных учреждений, повышению ответственности семьи, махалли и общественных организаций в воспитании и дошкольной подготовке детей;

обеспечению образовательных учреждений необходимыми учебниками и литературой, привлечению к этой работе крупных учебных, высококвалифицированных специалистов, развитию издательской базы образовательной и научной сферы;

созданию  и  обеспечению  деятельности  специального Республиканского фонда с целью содействия повышению квалификации и подготовке профессорско-педагогических кадров в ведущих образовательных учреждениях развитых стран;

созданию необходимых условий для активного изучения иностранных языков в системе непрерывного образования, внедрению ускоренных методов их изучения, изданию словарей и справочной литературы на государственном языке;

подготовке предло��ений по укреплению социальной защиты и поддержки учителей и педагогических кадров сферы непрерывного образования, пересмотру системы стимулирования и оплаты их труда;

создание независимой от органов управления образованием государственной службы по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, определению квалификационных требований к качеству подготовки кадров, а такж�� организации и координации действий по оценке качества подготовки кадров;

формированию и развитию системы информационного обеспечения образования, включению ее в мировую информационную сеть, определению задач в области образования, стоящих перед средствами массовой информации;

организации изучения спроса и предложений в области профессионального образования, формированию конкурентного рынка образовательных услуг и профессионального труда, а также маркетинга в сфере подготовки кадров.

 




Автор оригинальной публикации : Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г.

Источник оригинальной публикации : Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров"

[ document.id: 150 ]



Новости

27.02.2014
Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов приглашает новых слушателей
1 марта 2014 г. Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов начинает прием новый участников летних к...

27.02.2014
Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов приглашает новых слушателей
1 марта 2014 г. Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов начинает прием новый участников летних к...

21.02.2014
Стажировка «Управление знаниями, креативностью, инновациями в современном обществе»
С 24 февраля по 05 марта 2014 года в Институте международных программ РУДН будет проходить стажировка «Управление знания...

21.02.2014
Повышение квалификации по программе «Основные направления международной деятельности ВУЗа на современном этапе»
С 26 февраля 2014 года в Институте международных программ Российского университета дружбы народов будут проходить заняти...

Российский университет дружбы народов
Институт Международных программ
2008