Азербайджанская Республика
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Республика Таджикистан
Туркменистан
Республика Узбекистан
Украина
Документ


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Об образовании



Аннотация

Настоящий Закон, определяя правовые, организационные, социально-экономические основы развития образования в Республике Таджикистан, устанавливает структуру системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления деятельности его органов и является правовой базой для других нормативных правовых актов Республики Таджикистан в области образования.


Текст документа
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Об образовании



Настоящий Закон, определяя правовые, организационные, социально-экономические основы развития образования в Республике Таджикистан, устанавливает структуру системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления деятельности его органов и является правовой базой для других нормативных правовых актов Республики Таджикистан в области образования.



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, в котором государством фиксируется получение гражданином определенного уровня образования;
получение образования - получение гражданином определенного уровня образования, которое удостоверяется соответствующим документом;
система образования - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети действующих образовательных учреждений, независимо от организационно-правовых форм и собственности, органов управления образованием, его учреждениями и организациями, обучающихся и воспитанников, педагогов и других работников, объединений образовательных учреждений, инфраструктурных подразделений и других элементов, объединенных для решения единых целей и задач, направленных на реализацию государственной политики в области образования, увеличение вклада этой отрасли в социально-экономическом развитии страны и повышение уровня благосостояния народа;
образовательное учреждение - юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает воспитание обучающихся и воспитанников;
специальное образовательное учреждение - учреждение, имеющее специальные условия обучения и воспитания, особый образовательный климат и обеспечивающее медицинскую и социальную реабилитацию, обучение и профессиональную подготовку детей и подростков, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические, психические отклонения или поведение которых считается опасным для общества;
непрерывное образование - возможность обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни человека;
дистанционное образование - особая программа образования, благодаря которой лицо получает образование в образовательном учреждении, находящееся в отдаленном расстоянии, посредством переписки, аудиовизуальных средств и компьютерных навыков;
индивидуальное занятие - занятие педагога с обучающимся или студентом с использованием интенсивных методов обучения;
грамотность - умение работать с информацией, в том числе умение выполнять необходимые арифметические операции, восприятие информации из печатного материала, научной литературы, а также умение и навыки письма для получения знаний из устных и письменных текстов;
репетитор - педагог, который обучает обучающихся или студентов индивидуально, внерабочее время в школе или в университете;
результат обучения - приобретенные обучающимся знания, умения, навыки, взгляды, мировоззрение и моральные ценности за период учебы в образовател��ном учреждении;
форма образования - порядок организации образования, включающий дневную, вечернюю, заочную, семейную, дистанционную формы получения образования и экстернат;
дополнительное образование - привлечение граждан к изучению современной науки, техники и новой технологии, творчеству, получению новой специальности, переподготовки, усовершенствованию квалификации и другие, которое лицо может получить во время учебы в школе, после окончания школы и получения диплома;
государственная аккредитация - порядок признания (подтверждения на очередной срок) государственного статуса (формы, типа и вида) образовательного учреждения, права выдачи выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования;
аттестация - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;
экстернат - порядок сдачи экзамена гражданином, который изучил соответствующие образовательные программы самостоятельно;
нострификация - определение эквивалентности документов граждан, которые обучались в зарубежных государствах и международных организациях;
работник сферы образования - лицо, занимающееся на профессиональной основе воспитанием и обучением обучающихся, в том числе лицо вспомогательной службы, которое непосредственно включается в образовательный процесс;
ординатор - врач, проходящий курс усовершенствования квалификации под руководством профессора в ординатуре;
интернатура - форма последипломной практики и усовершенствования квалификации врачей в медицинском учреждении.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании
Законодательство Республики Таджикистан об образовании основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 3. Государственная политика в области образования
Республика Таджикистан провозглашает образование одной из приоритетных отраслей.
Государство для реализации образовательной политики создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.
Организационной основой государственной политики в области образования является программа развития образования, которая разрабатывается Правительством Республики Таджикистан с учетом мировых достижений и представляется на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
В целях развития образования обеспечивается координация деятельности министерств и комитетов, ����ганизаций и учреждений, местных органов государственной власти, физических и юридических лиц.
В органах управления образованием, в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их объединениях (ассоциациях, союзах) запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
приоритетности образования на всех уровнях государственного управления;
обязательности общего основного образования;
общедоступности общего среднего, начального профессионального образования и получения в соответствии с способностями и на конкурсной основе последующих уровней образования;
гуманистического характера содержания образования, приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;
уважения закона, прав и свободы человека, любви к Родине, семье и окружающей среде;
научного, светского и гуманистического характера обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
единства образовательного и культурного пространства, защиты и развития на базе образования национальной культуры и культурных традиций;
демократического и государственно-общественного характера управления сферой образования;
автономности образовательных учреждений;
непрерывности образования, равного отношения государства к государственным и негосударственным, в том числе частным образовательным учреждениям, которые образуют единую систему обра��ования Республики Таджикистан;
соответствия образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;
тенденции развития системы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм информационной обеспеченности образования.

Статья 5. Задачи законодательства в области образования
Основные задачи законодательства в области образования:
формирование правовых основ гарантий конституционных прав граждан на образование;
подготовка правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни;
установление полномочий, прав, задач и ответственности государственных органов управления, физических и юридических лиц в области образования, правовое регулирование вопросов его развития и отношений субъектов процесса обучения и воспитания.

Статья 6. Государственные гарантии прав граждан
Гражданам Республики Таджикистан независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных убеждений, политического положения, социального и имущественного состояния гарантируется право на образование.
Ограничение прав профессионального образования граждан по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости и по другим признакам осуществляется только на основе требований, установленных законодательством Республики Таджикистан.
Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных образовательных учреждениях.
Лицо также может получать в государственных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов на конкурсной основе бесплатное среднее профессиональное, высшее профессиональное и профессиональное, после высшего профессионального учреждения, образование, если гражданин соответствующий уровень образования получает впервые.
Граждане Республики Таджикистан имеют право на образование, выбор образовательного учреждения и форму получения образования (дневное, вечернее, заочное, семейное, дистанционное и экстернат).
Государство особо поддерживает лиц с исключительными способностями, оказывает им помощь в получении образования, в том числе устанавливает им специальную государственную стипендию и, в случаях необходимости, направляет их за рубежом на учебу.
Государство гарантирует обеспеченность детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях за счет средств бюджета, трудоустраивает их после окончания образовательных учреждений общего основного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Выпускники государственных и негосударственных, в том числе частных, образовательных учреждений имеют равные права для продолжения учебы на верхних ступенях обучения.

Статья 7. Язык обучения
Язык обучения в образовательных учреждениях Республики Таджикистан определяется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Государство, гарантируя гражданам выбор языка обучения, обеспечивает получение общего образования на государственном языке, а в местах компактного проживания других наций на родном языке, в пределах имеющихся возможностей системы образования.
Свобода выбора языка обучения в общеобразовательных учреждениях обеспечивается путем организации необходимого числа классов, групп и создания условий для их функционирования.
Во всех образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, изучение государственного языка регулируется законодательством Республики Таджикистан о языке и государственными образовательными стандартами.
Во всех образовательных учреждениях обеспечивается изучение русского языка как языка межнационального общения и одного из иностранных языков как средство усвоения научно-культурного наследия человечества, современных научно-технических достижений, обеспечения профессиональной мобильности.

Статья 8. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
В Республике Таджикистан вводятся во всех образовательных учреждениях государственные образовательные стандарты, которые включают следующие показатели:
обязательный минимум содержания соответствующей образовательной программы и условия е�� реализации;
минимальный и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
основные требования к уровню подготовки выпускников;
сроки изучения образовательных программ;
документы, подтверждающие соответствующий уровень образования.
Выполнение государственных образовательных стандартов и образовательных программ для всех образовательных учреждений, независимо от формы получения образования, является обязательным.
Для учеников, обучающихся в специальн��х учреждениях, могут быть установлены специальные государственные общеобразовательные стандарты и специальные образовательные программы.
Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
Контроль реализации государственных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, отраслевой принадлежности осуществляет государственный республиканский орган управления образованием.
Общеобразовательные программы определяют содержание соответствующего уровня образования. К общеобразовательным программам относятся следующие программы:
дошкольного образования;
начального, общего основного и общего среднего образования;
начального профессионального и среднего профессионального образования;
профессионального образования после высшего профессионального учреждения;
дополнительного образования;
специального образования.
Нормативный срок изучения образовательных программ в государственных и негосударственных, в том числе частных, образовательных учреждениях определяется настоящим Законом и соответствующим государственным образовательным стандартом.



Глава 2. Система образования Республики Таджикистан




Статья 9. Структура системы образования
Система образования Республики Таджикистан состоит из:
государственных образовательных стандартов и образовательных программ;
форм и уровней получения образования;
сети действующих образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и собственности;
органов управления образованием и учреждениями, организациями сферы обслуживания;
обучающихся и воспитанников (их законных представителей);
педагогов и других работников.
В системе образования могут быть созданы другие структуры, деятельность которых связана с получением и обеспечением образования.

Статья 10. Структура образовательных учреждений
В Республике Таджикистан к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
дошкольного;
общего образования (начального, общего основного, общего среднего);
начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
профессионального образования после высшего профессионального учреждения;
дополнительного образования;
специального образования;
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
других учреждений, осуществляющих процесс обучения и воспитания.
Образовательные учреждения, в зависимости от организационно-правовых форм и собственности, могут быть бесплатными и платными.
Размер стоимости обучения, в том числе платного, определяют образовательные учреждения по согласованию с республиканским органом управления образованием и соответствующими ведомствами.

Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений
Государственные образовательные учреждения создаются по решению органов государственной власти (Правительство Республики Таджикистан, местные органы государственной власти) и проходят государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Государственные образовательные учреждения, имеющие республиканское значение, создаются только решением Правительства Республики Таджикистан и проходят государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Негосударственные образовательные учреждения, в том числе частные, создаются по решению совета учредителей (совета попечителей), по инициативе отдельного (отдельных) лица или другого правомочного органа и проходят государственную регистрацию в установленном порядке.
Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Таджикистан.
Перевод государственного образовательного учреждения в структуру местных органов управления образованием осуществляется только с согласия соответствующего органа.
Государственное дошкольное учреждение и учреждение общего образования в поселках и селах ликвидируется только по согласию схода граждан населенных пунктов, которые обслуживаются соответствующим учреждением.

Статья 12. Порядок регистрации обра��овательных учреждений
Для регистрации образовательных учреждений учредитель представляет государственному органу управления образованием заявление на регистрацию, решению учредителя (учредителей) или соответствующий договор учредителей о создании образовательного учреждения, устав образовательного учреждения и другие документы, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
Права образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, входят в законную силу со дня регистрации соответствующего учреждения.

Статья 13. Порядок деятельности образовательных учреждений
Образовательные учреждения после учреждения для приобретения права на образовательную деятельность представляют документ в соответствующий государственный орган управления образованием. Соответствующий орган управления образованием на основе заключения комиссии экспертов выдает лицензию образовательному учреждению.
Образовательное учреждение только после получения лицензии приобретает право на практическое осуществление образовательной деятельности и использование льгот, установленных законодательством Республики Таджикистан.
Порядок выдачи лицензии, проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации работников их педагогической и научной сферы определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 14. Учредитель (учредители) образовательного учреждения
Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:
органы государственной власти, местные органы государственной власти, местные органы управления образованием;
объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений;
общественные и частные фонды, в том числе зарубежные, которые зарегистрированы в Республике Таджикистан;
граждане Республики Таджикистан и ��но��транные граждане;
другие физические и юридические лица, в том числе иностранные.
Учредители могут учреждать совместные образовательные учреждения.
Учредителем всех видов военных учебных заведений может быть только Правительство Республики Таджикистан.

Статья 15. Устав образовательного учреждения
Устав образовательного учреждения включает:
наименование, место нахождения и статус учреждения;
учредителя (учредителей);
организационно-правовую форму и собственность;
цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык обучения, порядок приема и исключения учащихся и студентов, аспирантов, сроки обучения, порядок проведения зачетов и экзаменов, режим работы образовательного учреждения, платные образовательные услуги и порядок их предоставления;
порядок оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих);
структуру финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе: порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем (учредителями) за образовательным учреждением, источники финансирования и материально-технического обеспечения учреждения, порядок формирования собственности государственного и негосударственного, в том числе частного, образовательного учреждения, виды предпринимательской деятельности учредителя и платной деятельности образовательного учреждения;
порядок управления образовательным учреждением, в том числе: полномочия учредителя, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, порядок приема, расстановки работников и условия оплаты их труда, порядок внесения изменений и дополнений в устав учреждения, порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
права и обязанности участников образовательного процесса;
перечень локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Устав государственного образовательного учреждения должен предусматривать его коллективный орган управления, порядок создания и его полномочия.
Устав образовательного учреждения разрабатывается учреждением и утверждается учредителем.

Статья 16. Дошкольное воспитание и обучение
Родители (лица, их заменяющие) ответственны за воспитание своих детей и обязаны обеспечить физическое, нравственное и интеллектуальное развитие в д��тском возрасте и в дальнейшем их подготовку к школе.
В Республике Таджикистан в целях оказания помощи семьям, создания благоприятных условий для воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учетом желания и интересов родителей (лиц, их заменяющих) организуются детские ясли, детские сады, детские дома (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и другие дошкольные учреждения кратковременного, дневного, круглосуточного пребывания, семейные и другие приравненные к ним государственные и негосударственные, в том числе частные, учреждения.
Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором, заключенным между ними.
Подготовка детей к школе в семье и дошкольных учреждениях является обязательной.
Воспитатели дошкольных учреждений по статусу и оплате труда приравниваются к учителям начальных классов.
Государство, поддерживая дошкольные учреждения в материальном и финансовом отношении, обеспечивает доступность обслуживания, воспитания и дошкольного образования для малообеспеченных семей.

Статья 17. Общее образование
Общее образование состоит из трех звеньев (начальное, общее основное и общее среднее) и осуществляется посредством начальных школ, общих основных школ, общих средних школ, гимназий и лицеев. Настоящие звенья организуются самостоятельно или соответственно в составе общих основных, общих средних школ, гимназий и лицеев.
Возраст и продолжительность обучения на каждой ступни образования определяется Положением об учреждении общего образования.
Гимназия и лицей считаются учреждениями общего образования и их деятельность осуществляется в соответствии с Положением, которое утверждается государственным республиканским органом управления о��разо��анием.
Привлечение детей, достигших 7-летнего возраста, в первый класс начальной школы считается обязательным.
Обучение взрослых в учреждениях общего образования организуется в дневной, заочной, дистанционной формах и экстернатом.
Граждане Республики Таджикистан до 16 лет имеют право на получение общего основного образования (9 лет) в дневных учреждениях общего образования.
Прием обучающихся на третью ступень обучения в учреждениях общего образования осуществляется по желанию и способностям, интересам подростков. При переводе обучающихся на третью ступень может быть введен экзамен по решению органа управления образовательным учреждением.
Обучение в общих средних школах государственных образовательных учреждений, наряду с бесплатным, может быть проведено по желанию родителей (лиц, их заменяющих) на основе двустороннего договора за плату.
Общее среднее образование завершается приемом экзамена, порядок и форму которого устанавливает государственный орган управления образованием.
По решению органа управления образовательным учреждением и по согласованию с городским, районным органом управления образованием за систематическое совершение противоправных действий, нарушение устава образовательного учреждения могут быть исключены из школы обучающиеся, достигшие 16-летнего возраста.
Настоящее решение применительно к детям-сиротам, и детям, оставшихся без попечения родителей, принимается по согласованию с органом опеки и попечительства.
Местные органы управления образованием по согласованию с местными органами государственной власти решают вопрос о трудоустройстве или переводе таких обучающихся в другие школы.
Воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуется в обычных школах общего образования или в детских домах, школах-интернатах.
При наличии необходимой материальной базы в учреждении общего среднего образования можно также организовать начальное профессиональное образование.
Учреждения общего среднего образования, имеющие лицензию на деятельность по обучению профессиям, могут на основе договора с организациями организовать начальную профессиональную подготовку обучающихся как дополнительные образовательные услуги, в том числе за плату.
Начальная профессиональная подготовка в учреждениях общего среднего образования проводится в любом случае с разрешения обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 18. Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование предоставляется гражданам в соответствии с их интересами, желаниями и способностями на б��зе общего основного и среднего образования посредством профессиональных лицеев, профессиональных училищ, специальных профессиональных училищ, учебных комбинатов, центров и других приравненных к ним образовательных учреждений.
Граждане, которые не имеют общего основного образования, принимаются на учебные курсы для получения профессии.
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может быть организовано на базе общего среднего образования.
Начальное профессиональное образование также можно получить в образовательных школах при хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах, унитарных предприятиях, государственных некоммерческих и негосударственных, в том числе частных, организациях.
Обучение граждан в государственных учреждениях начального профессионального образования осуществляется в соответствии с государственным заказом на бесплатной основе. Лица, которые обучаются в этих учреждениях сверх государственного заказа, получают образование на основе договора за плату.
В учреждениях начального профессионального образования граждане могут изучать также программы общего среднего образования.

Статья 19. Среднее профессиональное образование
Граждане могут в учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах и иных приравненных к ним образовательных учреждениях) получить специальность на базе общего основного, общего среднего и начального профессионального образования.
Выпускники этих образовательных учреждений получают среднее профессиональное образование.
Граждане, которые имеют общее основное образование, наряду со средним профессиональным образованием могут п��лучить общее среднее образование.
Срок обучения в учреждениях среднего профессионального образования устанавливается для лиц с общим основным образованием - 4 года и для лиц с общим среднем образованием - 2 года.
Обучение граждан в государственных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с государственным заказом на конкурсной основе бесплатно. Лица, которые обучаются в этих учреждениях сверх государственного заказа, получают образование на основе договора за плату.
Граждане, которые имеют среднее профессиональное образование, получают возможность продолжить учебу в соответствии со специальностью в высших профессиональных учреждениях. Срок обучения таких граждан в высшем профессиональном учреждении определяется органом управления этого учреждения по согласованию с государственным республиканским органом управления образованием.

Статья 20. Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование в Республике Таджикистан осуществляется на базе общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального образования, колледжей высших профессиональных школ, в государственных и негосударственных, в том числе частных, учреждениях высшего профессионального образования.
Обучение граждан в учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с государственным заказом на конкурсной основе бесплатно. Лица, которые обучаются в этих учреждениях сверх государственного заказа, получают образование на основе конкурса и договора за плату.
Граждане вправе получать в учреждениях высшего профессионального образования второе высшее образование на основе договора за плату.
Высшее профессиональное образование получают посредством университетов, академий, институтов и иных приравненных к ним высших профессиональных учреждений.
Высшие профессиональные учреждения в Республике Таджикистан могут функционировать в виде учебно-научных или учебно-научных производственных комплексов.
В государственных учреждениях высшего профессионального образования могут создаваться военные кафедры с целью подготовки из числа студентов офицеров запаса Вооруженных Сил Республики Таджикистан. Военные кафедры входят в структуру государственных учреждений высшего профессионального образования.
Организация и проведение учебы на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования определяются в соответствии со специальным положением, утвержденным Правительством Республики Таджикистан.

Статья 21. Профессиональное образование после высшего профессионального учреждения
Профессиональное образование после высшего профессионального учреждения позволяет гражданам повышать уровень своего образования на базе высшего профессионального образования.
Для подготовки научных и научно-педагогических кадров учреждения высшего профессионального образования и научные учреждения, которые имеют научную и необходимую материально-техническую базу и прошедшие государственную аккредитацию, могут создавать магистратуру, аспирантуру (ординатуру), докторантуру и вводить должность научных сотрудников.
Посредством этих структур можно получить профессиональное образование после высшего профессионального учреждения.
Научная деятельность в этих структурах учреждений высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 22. Дополнительное образование
Дополнительное образование лицо может получить бесплатно или за плату во время учебы в образовательном учреждении, после окончания или после получения диплома бесплатно или за плату.
Дополнительное образование осуществляется в обычных школах общего и профессионального образования вне основных образовательных программ или в учреждениях дополнительного образования.
К учреждениям дополнительного образования относятся:
малые научные академии, дворцы, станции, клубы и центры детского юношеского творчества;
детско-юношеские спортивные школы;
ремесленные, художественные, музыкальные школы и школы живописи;
курсы швейные, рисования, вождения машин;
оздоровительные и другие учреждения.
Дополнительно образование основывается на принципах свободного выбора типа у��реждения дополнительного образования, желания и склонностей обучающихся и студентов и предоставляется без ограничения всем гражданам.
Дополнительное образование, повышение квалификации и переподготовка работников сферы образования в государственных учреждениях дополнительного образования осуществляются бесплатно.
Дополнительное образование, которое получают обучающиеся, студенты учреждений профессионального образования на краткосрочных курсах, организовывается на основе договора за плату.
Содержание и форма деятельности учреждения дополнительного образования определяются на основе положения об учреждениях дополнительного образования.

Статья 23. Специальное образование
Специальное образование как составная часть системы образования Республики Таджикистан обеспечивает воспитание, обучение, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих физические, психические отклонения или поведение которых считается опасным для общества.
Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, организовываются общие образовательные санаторные школы, санаторные школы-интернаты, санаторные детские дома.
Для детей и подростков с физическими, психическими отклонениями, не имеющих возможность учиться в обычных общеобразовательных школах, создаются специальные общеобразовательные школы, школы-интернаты и специальные классы. Эти школы, обеспечивая воспитание и обучение, лечение, медицинскую и социальную реабилитацию таких детей и подростков, подготавливают их к общественно-полезному труду.
Диагностирование детей и подростков с физическими, психическими отклонениями осуществляется в присутствии родителей (лиц, их заменяющих) медико-педагогическими комиссиями, которые учреждаются решением местных органов государственной власти.
Для подростков старше 10 лет, поведение которых считается опасным для общества и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, требующих специального педагогического подхода, создаются различные специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию. Направление подростков в эти учреждения осуществляется по решению местных органов государственной власти или по решению суда.
Специальное образование осуществляется на основе плана, программ и современных образовательных технологий, разрабатываемых в зависимости от вида и степени физического, психического отклонения детей и подростков.
Сроки обязательного специального общего образования определяются государственными органами управления образованием в зависимости от вида и степени физического, психического отклонения детей и подростков.
Профессиональное образование выпускников специальных образовательных учреждений осуществляется согласн�� перечню направлений и специальностей профессионального образования, соответствующих таким категориям обучающихся в специальных школах или в обычных школах системы начального профессионального и среднего профессионального образования.
Воспитание и обучение детей и подростков в специальных образовательных учреждениях является бесплатным.

Статья 24. Документы об образовании
Общеобразовательные учреждения (за исключением дошкольных), имеющих лицензию на проведение общеобразовательной деятельности и прошедших государственную аккредитацию, выдают выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца об образовании.
Образовательные учреждения Республики Таджикистан выдают гражданам следующие виды документов:
свидетельство об общем основном образовании - для выпускников общих основных школ (9 классов);
свидетельство об общем среднем образовании - для выпускников общих средних школ (11 (12) классов);
свидетельство о профессии (разряд, класс, группа) для лиц, которые обучались профессией в установленном порядке;
диплом о начальном профессиональном образовании - для выпускников школ начального профессионального образования;
диплом о среднем профессиональном образовании - для выпускников школ среднего профессионального образования;
диплом о высшем профессиональном образовании (бакалавр, специалист, магистр).
По результатам защиты квалификационных работ (научной диссертации, совокупности научных работ) в установленном порядке выдается диплом канд��дата наук или диплом доктора наук.
По результатам научно-педагогической деятельности в учреждении высшего профессионального образования в установленном порядке выдается аттестат профессора кафедры или профессора по специальности, доцента кафедры или доцента по специальности и свидетельство старшего научного сотрудника.
Лицам, полностью не завершившим ту или иную ступень образования (за исключением общего основного образования), выдается справка и лицам, которые получают дополнительное образование, выдается сертификат.
Обучающиеся всех видов учреждений общего образования, которые окончили 9 классов с оценкой отлично (5) и во время учебы в 10, 11 (12) классах учились на отлично (5), сдали выпускные экзамены на отлично (5) и имеют примерное поведение, награждаются золотой медалью и им выдается свидетельство специального образца.
Обучающиеся всех видов учреждений общего образования, которые окончили 9 классов на отлично (5) во время учебы в 10, 11 (12) классах учились на отлично (5) и имеют примерное поведение и по не более двум предметам имеют оценки хорошо (4), а по другим завершили обучение с итоговой оценкой отлично (5), сдавшим выпускные экзамены за 11 (12) класс на отлично (5), награждаются серебряной медалью и им выдается свидетельство специального образца.
Обучающимся, окончившим учреждения общего основного образования (1-9 классов) на отлично выдается свидетельство отличника.
Гражданам, окончившим учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на отлично, выдается диплом отличника.
Порядок выдачи свидетельства отличника и диплома отличника, награждения обучающихся золотой и серебряной медалью, предоставление льгот, связанных с этими документами определяет государственный орган управления образованием в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Таджикистан.
Выпускникам высших профессиональных учреждений наряду с дипломом вручается нагрудной знак установленного образца.
Документ государственного образца об уровне образования, который утверждается печатью соответствующего образовательного учреждения, является основным условием для продолжения обучения на последующих ступенях образования.
Граждане Республики Таджикистан в соответствии с квалификацией, указанной в их документах государственного образца о начальном профессиональном, среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании, а также ученой степени, указанной в документах о послевузовском профессиональном образовании, имеют право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых установлены квалификационные требования к образовательному уровню.
Негосударственные, в том числе частные, образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, выдают своим выпускникам об окончании данного учреждения образцы документов, перечисленные в данной статье, и они имеют одинаковую, наравне с документами государственного образца, силу.
Негосударственные учреждения до прохождения государственной аккредитации утверждают документ об образовании своей печатью, и этот документ для продолжения учебы или трудоустройства в негосударственных, в том числе частных сферах общественных отношений, имеет одинаковую, наравне с документами государственного образца, силу.
В Республике Таджикистан документы других государств об уровне образования признаются при условии, если они имеют соответствующий договор с Республикой Таджикистан.
Документы об уровне образования других государств, которые не имеют с Республикой Таджикистан договор о взаимном признании образовательных документов, анализируются нострификационной комиссией государственного республиканского органа управления образованием, которые и определяет эквивалентность этих документов.

Статья 25. Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования
Трудоустройство выпускников дневного отделения учреждений профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Граждане, закончившие государственные образовательные учреждения обязаны не менее трех лет работать по специальности по направлению соответствующих органов и договору сторон.

Статья 26. Организация учебно-воспитательного процесса
Образовательные учреждения самостоятельно организовывают процесс обучения и воспитания, регулируют его посредством учебного плана, годового учебного расписания и расписания уроков, которые утверждаются в соответствии с примерным учебным планом, составленным государственным республиканским органом управления образованием.
Государственный республиканский орган управления образованием, местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, местные органы управления образованием не могут вносить изменения в учебный план и расписание уроков, утвержденные учреждением образования.
В образовательных учреждениях дисциплина поддерживается на основе уважения чести и достоинства учащихся, воспитанников, студентов, учителей. Запрещается применение насильственных методов физического и психического воздействия по отношению к ним.
В образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, запрещается отвлечение педагогических работников от исполнения основных обязанностей, привлечение обучающихся, воспитанников, студентов, аспирантов к сельскохозяйственным и другим работам, не связанных с воспитанием и обучением.
Родители (лица, их заменяющие) обучающихся, воспитанников могут ознакомиться с ходом обучения и воспитания, а также с оценками учебы своих детей.
В системе образования могут действовать государственные психологические, медико-педагогические службы.



Глава 3. Управление системой образования




Статья 27. Органы управления системой образования
Управление системой образования Республики Таджикистан носит государственно-общественный характер и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан и уставом общеобразовательных учреждений.
Органы управления системой образования в Республике Таджикистан:
Правительство Республики Таджикистан;
республиканский государственный орган управления образованием;
министерства и ведомства Республики Таджикистан, имеющие учреждения обучения и воспитания;
исполнительные органы местной государственной власти и местные органы самоуправления;
местные органы управления образованием.
Управление негосударственными образовательными учреждениями осуществляется учредителем (учредителями) или по его поручению Советом попечителей в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Таджикистан.

Статья 28. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в сфере образования
Правительство Республики Таджикистан:
обеспечивает эффективное руководство сферой образования;
принимает постановления по представлению министерств и ведомств о создании, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования республиканского значения, специальных учреждений обучения и воспитания, Академии педа��огических наук и его структуры;
разрабатывает, рассматривает и утверждает государственные, межгосударственные и международные программы развития образования, обеспечивает их реализацию с материально-технической и финансовой стороны;
определяет порядок выдачи лицензии, проведения аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений, порядок аттестации педагогических и научных работников образовательных учреждений;
утверждает список профессий и специальностей, получение которых запрещено через экстернат;
устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации других государственных образовательных учреждений;
определяет список направлений и специальностей профессионального образования;
определяет нормы финансирования системы образования, порядок бюджетного финансирования государственных и негосударственных образовательных учреждений;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению соответствующих министерств и ведомств ректоров государственных учреждений высшего профессионального образования;
утверждает примерное положение о государственных и негосударственных, в том числе частн6ых, образовательных учреждениях;
определяет документы государственного образца об образовании, утверждает Положение о выдаче свидетельства отличника и диплома отли��ника, о награждении выпускников образовательных учреждений золотыми и серебряными медалями, о льготах, связанных с этими документами;
определяет минимальный размер ставки заработной платы и должностных окладов учителей образовательных учреждений, нормы и порядок предоставления льгот и стипендий для научно-педагогических работников, обучающихся, студентов, аспирантов, докторантов и исследователей, переведенных на должность научных сотрудников, размер оплаты дополнительного образования;
составляет единую систему статистических данных в области образования.

Статья 29. Полномочия государственного республиканского органа управления образованием Республики Таджикистан
Государственный республиканский орган управления образованием Республики Таджикистан:
осуществляет государственную политику в области образования;
контролирует процесс образования на основе государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях Республики Таджикистан, независимо от организационно-правовых форм и собственности;
заключает в установленном порядке договоры и другие акты о сотрудничестве в сфере образования;
разрабатывает примерное положение об образовательных учреждениях и представляет для утверждения в Правительство Республики Таджикистан;
разрабатывает и утверждает на основе примерного положения об образовательных учреждениях положения, регулирующие деятельность этих учреждений;
вносит в Правительство Республики Таджикистан предложение о создании, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования республиканского значения, специальных учреждений обучения им воспитания системы министерства, Академии педагогических наук и его структурных подразделений;
выдает лицензии на деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных, образовательных учреждений республиканского значения;
разрабатывает государственные образовательные стандарты и представляет их для утверждения в Правительство Республики Таджикистан;
разрабатывает и утверждает на основе государственных образовательных стандартов примерные образовательные планы и программы для образовательных учреждений Республики Таджикистан, осуществляет контроль их выполнения образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм и собственности, отраслевой принадлежности;
организует разработку, утверждение и издание учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов;
рассматривает и разрешает вопросы обеспечения и расстановки кадров, определяет содержание и порядок совершенствования квалификации работников сферы образования, и проводит их аттестацию;
разрабатывает согласованно с соответствующими министерствами и ведомствами Республики Таджикистан нормативные правовые акты по материальному и финансовому обеспечению образовательных учреждений, разрабатывает ставки заработной платы и должностные оклады их работников и представляет в вышестоящие органы для утверждения;
организует каждые 5 лет на основании требований утвержденного Положения и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта государственную аттестацию образовательных учреждений в целях установления содержания, степени и качества подготовки специалистов;
осуществляет каждые 5 лет на основании требований утвержденного Положения и в соответствии с требованиями государственной аттестации государственную аккредитацию образовательных учреждений в целях установления статуса образовательных учреждений и выдает им лист аккредитации;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению ректоров высших профессиональных учреждений, их заместителей, а также руководителей учреждений среднего профессионального образования, школ-интернатов республиканского значения и других специальных учреждений системы министерства;
назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений и организаций системы министерства;
дает разрешение на учреждение магистратуры, аспирантуры, докторантуры и введение должности научных сотрудников в высших профессиональных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их отраслевой принадлежности, Академии педагогических наук, в Инсти��уте повышения квалификации;
разрабатывает и утверждает общие правила приема обучающихся и студентов в учреждения общего и профессионального образования, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их отраслевой принадлежности, и обеспечивает их соблюдение;
осуществляет по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Таджикистан организацию обучения граждан республики за рубежом;
организовывает и обеспечивает переподготовку, совершенствование квалификации и дополнительное образование работников системы образования;
обеспечивает и контролирует деятельность учреждений обучения и воспитания системы образования, осуществляет их финансирование из средств, имеющихся в его распоряжении;
обеспечивает координацию деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их отраслевой принадлежности.

Статья 30. Полномочия других министерств и ведомств в сфере образования
Другие министерства и ведомства Республики Таджикистан в сфере образования:
вносят в Правительство Республики Таджикистан предложение о создании, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования республиканского значения, специальных учреждений обучения и воспитания своей отрасли;
назначают на должность и освобождают от должности по представлению ректоров высших профессиональных учреждений их заместителей, а также руководителей учреждений среднего профессионального образования, специального образования своей структуры;
обеспечивает процесс обучения на основе государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях соответствующей отрасли;
разрабатывают учебные планы и программы, учебники образовательных учреждений соответствующей отрасли, представляют их для утверждения в республиканский государственный орган управления образованием и осуществляет их издание;
организуют и обеспечивают переподготовку и совершенствование квалификации, аттестацию педагогических работников образовательных учреждений своей структуры;
обеспечивают и контролируют деятельность учреждений обучения и воспитания своей структуры, осуществляют их финансирование из средств, имеющихся в их распоряжении.

Статья 31. Полномочия местных органов государственной власти
Местные органы государственной власти:
осуществляют практическую реализацию государственной политики в области образования на местах, разрабатывают и осуществляют региональные программы развития образования с учетом н��циональных, социальных, культурных, демографических и других особенностей;
формируют соответствующие государственные органы управления образованием и руководят ими;
создают, реорганизуют и ликвидируют по согласованию с государственным республиканским органом управления образованием и другими соответствующими органами, государственные учреждения общего образования, начального профессионального и дополнительного образования местного значения;
формируют местный бюджет, в том числе бюджет образования и соответствующие фонды развития образования, разрабатывают и утверждают местные нормы финансирования системы образования;
обеспечивают нормальные условия развития материально-технической базы образовательных учреждений и местных организаций образования;
определяют местные налоги и дополнительные льготы в целях стимулирования роста образования;
устанавливают за счет собственных средств дополнительные нормы и формы материального обеспечения обучающихся, воспитанников, студентов и педагогических работников образовательных учреждений;
организовывают и финансируют переподготовку, совершенствование квалификации и дополнительное образование педагогических работников в сотрудничестве с государственным республиканским органом управления образованием;
обеспечивают обучающихся (воспитанников) государственных образовательных учреждений бесплатным и (или) льготным медицинским обслуживанием.

Статья 32. Полномочия местных органов управления образованием
Местные органы управления образованием областей, городов, районов:
представляют образовательные учреждения, финансируемые из местного бюджета;
ведут ��чет детей дошкольного и школьного возраста, организовывают их обучение до получения основного общего образования;
устанавливают опекунство и попечительство несовершеннолетним, лишенным попечительства родителей (лиц, их заменяющих), размещают их в детские дома или интернаты, назначают других опекунов или попечителей и берут под контроль их деятельность;
обеспечивают в пределах своих полномочий соответствие содержания процесса обучения и воспитания требованиям государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях местной структуры, независимо от организационно-правовых форм и собственности, отраслевой принадлежности;
проводят по поручению вышестоящих органов управления образованием аттестацию работников сферы образования, присваивают им категории по специальности;
выполняют государственные образовательные заказы на конкурсной основе по подготовке рабочих и специалистов в местных учреждениях по обучению профессии, лицеях и колледжах по обучению профессии;
назначают на должность и освобождают от должности по согласованию с местными органами государственной власти, руководителей государственных учреждений дошкольного обучения и воспитания, учреждений общего образования, начального профессионального и дополнительного образования, финансируемых из местного бюджета, а также заместителей руководителей указанных учреждений по согласованию с их руководителями;
представляют вышестоящим органам статистический отчет по вопросам дошкольного образования, общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования;
утверждают уставы государственных образовательных учреждений, финансируемых из местного бюджета;
планируют и организовывают совершенствование квалификации учителей на местном уровне через сеть методических кабинетов;
в пределах своих полномочий выдают лицензии образовательным учреждениям и проводят их аттестацию.

Статья 33. Полномочия образовательных учреждений
В полномочия образовательных учреждений входят:
разработка проекта устава;
разработка и утверждение правил внутреннего распорядка;
разработка и утверждение учебных планов, годового учебного расписания и расписания уроков;
формирование контингента обучающихся и воспитанников в соответствии с лицензией на права образовательной деятельности, если нормативными правовыми актами Республики Таджикистан не предусмотрен другой порядок;
организация и развитие методического обеспечения процесса обучения и воспитания;
осуществление необходимого контроля уровня продвижения в учебе, проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
утверждение структуры управления образовательным учреждением, штатного расписания, распределения должностных обязанностей;
установление доплаты к должностным окладам учителей государственных образовательных учреждений, порядка и размера премий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;
материально-техническое обеспечение, переоборудование государственных образовательных учреждений в соответствии с нормативными требованиями;
привлечение дополнительных финансовых ресурсов и материальных средств для осуществления уставной деятельности в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке;
создание необходимых условий для работы точек и пунктов организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их деятельности в целях обеспечения охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников;
своевременное предоставление обучающимся и воспитанникам, относящимся к малообеспеченным семьям, дополнительных льгот и форм материального обеспечения, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;
содействие деятельности органам самоуправления образовательных учреждений, учителей;
осуществление другой деятельности, предусмотренной Уставом образовательного учреждения,.
Негосударственные образовательные учреждения, в том числе частные, как составная часть системы образования Республики Таджикистан, имеют равные с государственными образовательными учреждениями, полномочия и значимость.

Статья 34. Управление государственными образовательными учреждениями
Управление государственными образовател��ными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и их учредительными документами.
Общее руководство государственным образовательным учреждением осуществляет совет учреждения, а непосредственное руководство - заведующий, директор, ректор или другой руководитель.
Руководители государственных учреждений дошкольного, общего основного, общего среднего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, профессионального после высшего профессионального учреждения, дополнительного и специального образования назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими государственными органами в установленном порядке.
Разделение полномочий совета образовательного учреждения и его руководителя регулирует Устав образовательного учреждения.
Руководителям образовательных учреждений запрещается совмещение других руководящих должностей внутри или вне учреждения, кроме научного и научно-методического руководства.
Вмешательство органов государственного управления в учебную, научную, научно-методическую, финансово-хозяйственную и иную деятельность государственных образовательных учреждений допускается только в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

Статья 35. Управление негосударственными образовательными учреждениями
Негосударственное образовательное учреждение управляется в соответствии с установленным законодательством Республики Таджикистан порядком и его учредительными документами.
Непосредственное управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по его поручению совет попечителей, образованный учредителем.
Полномочия совета попечителей, порядок внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также правила назначения или выбора руководителя соответствующего учреждения, его полномочия определяет учредитель этого учреждения по согласованию с его педагогическим коллективом.
В негосударственных образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Республики Таджикистан создаются и действуют органы самоуправления образовательных учреждений, учителей.

Статья 36. Самоуправление государственных образовательных учреждений
Органы самоуправления государственных образовательных учреждений (ассоциации и союзы государственных образовательных учреждений, совет образовательного учреждения, педагогический, ученый, научно-методический советы, советы директоров, ректоров, студентов, аспирантов, ученические организации, попечительский, наблюдательный, родительский комитеты и др.):
формируют и отражают интересы субъектов процесса обучения и воспитания, обеспечивают их защиту;
определяют план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
контролируют состояние финансово-материальной деятельности образовательного учреждения.
В состав органов самоуправления образовательных учреждений, как правило, могут входить представители профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, обучающихся и объединений образовательных учреждений, учителей.

Статья 37. Научные основы и научное обеспечение образования
Образование в Республике Таджикистан р��звивается и совершенствуется на основе достижений науки, техники, культуры и в соответствии с национальными и общечеловеческими традициями.
Государственные органы управления образованием совместно с Академией наук республики, Академией педагогических наук, научно-исследовательскими учреждениями внедряют в деятельность учреждений обучения и воспитания достижений науки, техники и культуры.
Научное обеспечение образования осуществляют Академия педагогических наук, учреждения высшего профессионального образования, отраслевые научно-исследовательские институты, институты повышения квалификации, другие научно-методические органы во взаимодействии с соответствующими творческими объединениями и товариществами.



Автор оригинальной публикации : ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Об образовании

Источник оригинальной публикации : ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Об образовании

[ document.id: 263 ]



Новости

27.02.2014
Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов приглашает новых слушателей
1 марта 2014 г. Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов начинает прием новый участников летних к...

27.02.2014
Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов приглашает новых слушателей
1 марта 2014 г. Московская Летняя школа Российского университета дружбы народов начинает прием новый участников летних к...

21.02.2014
Стажировка «Управление знаниями, креативностью, инновациями в современном обществе»
С 24 февраля по 05 марта 2014 года в Институте международных программ РУДН будет проходить стажировка «Управление знания...

21.02.2014
Повышение квалификации по программе «Основные направления международной деятельности ВУЗа на современном этапе»
С 26 февраля 2014 года в Институте международных программ Российского университета дружбы народов будут проходить заняти...

Российский университет дружбы народов
Институт Международных программ
2008